Развитие транспортной взаимосвязанности - фундамент возрождения коннективности между Центральной и Южной Азией
I. Роль Термезского диалога в формировании новой архитектуры экономического сотрудничества стран Центральной и Южной Азии
В условиях ускоряющихся геополитических изменений, фрагментации глобальной торговли и снижения доверия к многосторонним институтам необходимость укрепления региональной взаимосвязанности становится как никогда актуальной. Центральная и Южная Азия, регионы, исторически связанные торговыми и культурными связями, вновь прилагают усилия для углубления сотрудничества как ответ на растущую нестабильность мировой системы.
На этом фоне возрастает значение региональных платформ, направленных на восстановление диалога, укрепление доверия и обеспечение устойчивого развития. Одной из таких ключевых инициатив, призванных сыграть стратегическую роль в сближении регионов, является Термезский диалог по региональной взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией, который пройдёт с 19 по 21 мая 2025 года в городе Термез Сурхандарьинской области. Эта высокоуровневая платформа объединяет политиков, представителей бизнеса, финансовых институтов и аналитических центров обеих регионов с целью выработки совместного подхода к укреплению экономических и транспортных связей.
Экономическая и транспортная взаимосвязанность между двумя регионами сегодня уже не является стратегическим выбором - это насущная необходимость. Формирование устойчивых торговых коридоров, эффективных транзитных маршрутов и согласованных регуляторных механизмов способно повысить устойчивость к внешним шокам, стимулировать инклюзивный рост и укрепить региональную стабильность. Одновременно цифровизация торговли, логистики, финансов и таможенного администрирования открывает новые возможности для ускорения трансграничных потоков товаров, услуг, инвестиций и инноваций.
Особое место в этом процессе занимает Афганистан, обладающий ключевым географическим положением на пересечении интересов Центральной и Южной Азии. Обеспечение стабильности и интеграция Афганистана в региональные инфраструктурные и торговые сети способно дать импульс не только его собственной экономике, но и создать новые возможности для соседних государств.
II. Торговля между Центральной и Южной Азией: современное состояние, структурные особенности и экспортный потенциал
Центральная и Южная Азия представляют собой динамично растущий рынок. Центральная Азия трансформируется в центр экономической и инвестиционной активности. В частности, эксперты ЕБРР уже прогнозируют увеличение регионального ВВП в этом году до 6%, что заметно выше средних показателей в других регионах. В Центральной Азии сегодня наблюдается мощная внутрирегиональная динамика – за последние несколько лет взаимная торговля выросла в 4,5 раза, в 2 раза увеличился объём взаимных инвестиций, в 5 раз количество совместных предприятий. Более того, страны Центральной Азии интегрированы в такие региональные структуры, как ШОС, ЕАЭС, ОТГ, проводят многовекторную внешнюю политику.
Южная Азия, в свою очередь, также является крупным рынком с населением более 2 миллиарда человек и ВВП 4,9 триллиона долларов. В двух регионах основную часть населения составляет молодёжь, средний возраст – 27 лет. Это является демографическим дивидендом, который может быть использован во благ процветания государств.
В то же время, рост демографии является вызовом для регионов. В частности, население нуждается в продовольствии, социализации, образовании, рабочих местах, жилье и социальных благах, доступе к общественно-политическому участию. В этих условиях актуализируется развитие промышленной кооперации, человеческого капитала.
За последние восемь лет торговые отношения между странами Центральной и Южной Азии демонстрировали устойчивую динамику роста. Несмотря на это, общие объёмы торговли остаются относительно невысокими по сравнению с потенциальными возможностями регионов.
Это свидетельствует о недоиспользовании существующих конкурентных преимуществ и необходимости системных усилий по расширению экономических связей.
Основную роль в развитии взаимной торговли играют Узбекистан и Казахстан, на долю которых приходится подавляющая часть как экспорта, так и импорта. Остальные страны Центральной Азии пока имеют ограниченное присутствие на рынках Южной Азии.
Совокупный средний ежегодный импорт стран Центральной Азии из Южной Азии в период 2017–2024 годов характеризуется высокой концентрацией в ряде ключевых товарных групп. Лидирующую позицию занимает фармацевтическая продукция (код ТН ВЭД 30), объём импорта которой достигает 485 млн долларов США в год. Это указывает на стратегическую зависимость региона от поставок медикаментов и лекарств, преимущественно из Индии и подчёркивает стратегическую важность налаживания совместного производства в сфере фармацевтики.
1-таблица. Совокупный средний ежегодный импорт стран Центральной Азии из Южной Азии в период 2017–2024 годов
Источник: https://www.trademap.org/
Совокупный среднегодовой импорт Индии и Пакистана из Узбекистана и Казахстана в период 2017–2024 годов демонстрирует выраженную товарную концентрацию, при этом доминирующую позицию в торговой структуре занимают минеральные топлива, нефть и продукты её перегонки (код ТН ВЭД 27). Объём поставок этой категории составляет 1,047 млрд долларов США в год, что подтверждает стратегическое значение энергоресурсов Центральной Азии в обеспечении энергетических потребностей Южной Азии. Однако ориентация на сырьевой экспорт ограничивает устойчивость экспортной модели и делает её чувствительной к внешним ценовым колебаниям.
Экспорт стран Центральной Азии в Индию значительно вырос в период с 2017 по 2020 годы, достигнув пика в 2013,4 млн долл. в 2020 году.
Однако начиная с 2021 года наблюдается постепенное снижение экспортных поставок, упавших до 602,6 млн долл. в 2024 году. Импорт из Индии также демонстрировал рост, особенно после 2020 года, увеличившись с 928,7 млн долл. в 2020 году до 1850,1 млн долл. в 2024 году.
2-таблица. Совокупный средний ежегодный импорт Индии и Пакистана из Узбекистана и Казахстана в период 2017–2024 годов
Источник: https://www.trademap.org/
Такой дисбаланс в торговле с Индией свидетельствует о неустойчивом характере экспортных каналов и росте зависимости внутреннего рынка от импорта готовой продукции. В 2017–2022 годах страны Центральной Азии сохраняли положительное торговое сальдо в торговле с Индией. Однако начиная с 2023 года торговое сальдо стало отрицательным и в 2024 году достигло дефицита в -1247,4 млн долл., что отражает растущий импорт при резком снижении экспорта.
3-таблица. Торговля стран Центральной Азии со странами Южной Азии
Источник: https://www.trademap.org/
Торговля между странами Южной и Центральной Азии демонстрирует заметное неравномерное развитие как по странам, так и по номенклатуре товаров. Индия является крупнейшим экспортёром в регион Центральной Азии, при этом наибольшее количество товарных позиций стоимостью свыше 1 млн долларов импортируется Казахстаном (34 позиции) и Узбекистаном (33 позиции).
Пакистан и Бангладеш имеют гораздо более ограниченное торговое присутствие в регионе, особенно в Туркменистане, куда из Пакистана не импортируется ни одной товарной категории на сумму свыше 1 млн долларов, а из Бангладеш — лишь четыре в Узбекистан и пять в Казахстан. Таким образом, товарная структура импорта остаётся слабо диверсифицированной, что требует переосмысления направлений внешнеэкономической политики.
4-таблица. Уровень диверсификации экспорта стран Южной Азии в направлении Центральной Азии
В то же время экспортные позиции стран Центральной Азии в Южную Азию гораздо более скромные. Лидерами выступают Узбекистан и Казахстан, экспортирующие по 8 товарных позиций в Индию, а также по 5 и 3 товарные позиции соответственно в Пакистан. Остальные страны региона — Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан — имеют ограниченное число экспортируемых позиций в Южную Азию, что указывает на недостаточную диверсификацию их торговых отношений с этим регионом. Особенно выделяется Таджикистан, у которого практически отсутствуют товарные позиции свыше 1 млн долларов, экспортируемые в Индию и Бангладеш. Это указывает на необходимость развития производственных мощностей и экспортных компетенций стран Центральной Азии.
5-таблица. Уровень диверсификации экспорта стран Центральной Азии в направлении Южной Азии
Источник: https://www.trademap.org/
Таким образом, наблюдается асимметрия во взаимной торговле: страны Южной Азии значительно активнее экспортируют в Центральную Азию, чем наоборот. При этом Центральная Азия пока не использует в полной мере окно возможностей, открывающееся благодаря растущему спросу в южноазиатских экономиках.
Это свидетельствует о потенциале для развития экспортных возможностей стран Центральной Азии, особенно в направлении Индии и Пакистана, с учётом растущих экономик этих стран и возможного спроса на сырьевые и переработанные товары. Формирование целенаправленной экспортной стратегии, опирающейся на региональную специализацию и создание цепочек добавленной стоимости, может сыграть ключевую роль в улучшении позиций стран Центральной Азии.
Перспективы дальнейшего роста торговли напрямую зависят от развития транспортной взаимосвязанности, в частности, от реализации новых маршрутов через Афганистан и создания мультимодальных логистических коридоров. Существенную роль также сыграет упрощение торговых процедур и устранение регуляторных барьеров, что позволит странам региона более активно интегрироваться в экономическое пространство Южной Азии. Не менее важно будет создание благоприятного делового климата и институциональной среды, способствующей экспорту продукции с более высокой добавленной стоимостью.
III. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры как ключевой фактор возрождения диалога и сотрудничества
В июле 2021 года в Ташкенте состоялась конференция «Центральная и Южная Азия: Региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности», которая стала поворотным моментом в осознании необходимости восстановления исторических связей между двумя регионами. В своём выступлении на конференции Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что создание новых транспортных и коммуникационных коридоров жизненно необходимо для развития торговли, укрепления безопасности и расширения гуманитарных связей[4].
Транс-афганская железная дорога Термез–Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар рассматривается как стратегический проект, направленный на укрепление интеграции Центральной и Южной Азии.
В июле 2023 года в Исламабаде был согласован окончательный маршрут Трансафганского железнодорожного коридора - Термез–Найбабад–Логар–Харлачи, а также утверждена дорожная карта по координации работ. Это стало важным шагом в переходе от концептуальной фазы к практической реализации проекта, направленного на укрепление транспортной взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией.
Инициатива должна стать мощным стимулом для экономического роста, расширения торговли, развития транспортно-логистических связей и увеличения экспортного потенциала региона. Проект, идея которого возникла в начале 2000-х годов, получил официальную поддержку в 2017 году с подписанием межправительственного соглашения между Узбекистаном и Афганистаном.
Протяжённость новой железной дороги составит около 600 км, а проектная пропускная способность оценивается в 20 млн тонн грузов в год. Завершение строительства планируется к концу 2027 года, с выходом на полную эксплуатацию к 2030 году[5].
Проект строительства транс-афганской железной дороги оценивается примерно в 5 миллиардов долларов США. По мере ввода маршрута в эксплуатацию предполагается значительное сокращение времени доставки грузов между Пакистаном и Узбекистаном — с нынешних 35 дней до всего 3–5 дней. Ожидается также, что стоимость транспортировки одного стандартного контейнера снизится почти втрое, что сделает маршрут особенно привлекательным для бизнеса. Согласно прогнозам, грузопоток по новой железной дороге в перспективе может достичь 10 миллионов тонн в год[6].
Вместе с тем успешная реализация проекта требует решения ряда серьёзных задач: обеспечения безопасности вдоль маршрута, привлечения достаточного объема инвестиций и унификации технических стандартов между странами. Перспективы Транс-афганского коридора напрямую зависят от международной координации усилий и эффективного управления проектом.
IV. Выводы и стратегические ориентиры для углубления взаимосвязанности
Анализ торговых потоков, инфраструктурных инициатив и исторических связей между Центральной и Южной Азией подтверждает наличие прочной базы и высокого потенциала для развития стратегического партнёрства.
Взаимная торговля, несмотря на положительную динамику, остаётся ограниченной как по объёмам, так и по номенклатуре товаров, с выраженной асимметрией в пользу стран Южной Азии. Развитие транспортной взаимосвязанности, особенно через реализацию трансграничных коридоров, таких как Транс-афганский коридор, открывает возможности для преодоления этих дисбалансов и активизации экономических потоков.
На данном этапе ключевыми стратегическими ориентирами должны стать:
1) ускоренное строительство и ввод в эксплуатацию мультимодальных транспортных маршрутов через Афганистан;
2) гармонизация технических, таможенных и регуляторных процедур;
3) диверсификация экспортных поставок из Центральной Азии в Южную Азию, включая товары с высокой добавленной стоимостью
4) усиление координации между правительствами, международными институтами и частным сектором.
Эти меры позволят превратить историческую сопричастность в устойчивое экономическое партнёрство, способствующее региональной стабильности и процветанию.
В условиях глобальных геоэкономических сдвигов укрепление взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией приобретает не только экономическую, но и стратегическую важность. Региональное сотрудничество может стать мощным фактором устойчивого развития, снижения зависимости от внешних рынков и формирования собственных логистических и производственных цепочек. Центральная Азия, используя свой транзитный потенциал и растущие экономические амбиции, имеет шанс занять достойное место в новой архитектуре евразийской взаимосвязанности.
Более того, укрепление межрегиональной взаимосвязанности и диалога между Центральной и Южной Азией в условиях дефицита доверия, роста геополитической конфронтации будет способствовать трансформации региона в зону стабильности и устойчивого развития.
Бабаджанов Мухаммад,
руководитель проекта в Институте макроэкономических и региональных исследований при Кабинете Министров Республики Узбекистан