Президент Узбекистана подписал Указ «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия торговле людьми и принудительному труду»
Президент Узбекистана подписал Указ «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия торговле людьми и принудительному труду»
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подписал Указ «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия торговле людьми и принудительному труду». Символично, что данный документ принят 30 июля – в день, который, в соответствии с решением 68-сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в 2013 году был объявлен Всемирным днем борьбы с торговлей людьми.
В Узбекистане последовательно проводится широкомасштабная работа по защите прав и законных интересов граждан, реформированию судебно-правовой системы. Реализуются комплексные меры по ранней профилактике правонарушений и борьбе с преступностью, в том числе по такому приоритетному направлению, как противодействие торговле людьми и искоренение принудительного труда.
Принимаются действенные меры по выявлению, защите и социальной реабилитации жертв торговли людьми, оказанию медицинской, психологической и иной помощи гражданам, ставшим жертвами подобных преступлений.
Искоренен детский труд, реализуются беспрецедентные меры по прекращению использования принудительного труда взрослых во время сельскохозяйственных работ, благоустройства и озеленения территорий.
Также осуществляется работа по обеспечению взаимодействия с представителями гражданского общества и зарубежными неправительственными организациями в данной сфере в целях гарантированной защиты прав и законных интересов граждан и повышения имиджа государства на международной арене.
Особое внимание уделяется вопросу оказания всесторонней помощи жертвам торговли людьми и их социальной реабилитации. В частности, в городе Ташкенте функционирует современный «Реабилитационный центр по оказанию помощи и защите жертв торговли людьми», где работают специалисты узкой специальности: медики, юристы, психологи и другие специалисты по оказанию помощи социальной реабилитации жертв торговли людьми. Разработана методика реабилитации жертвы, учитывающая индивидуальные качества личности. Центром оказана психологическая, юридическая, социальная, медицинская и иная помощь более 3000 жертвам торговли людьми.
Наряду с этим, в Узбекистане, начиная с 2013 года, по методологии МОТ и при непосредственном участии ее экспертов проводится мониторинг использования детского и принудительного труда в сельском хозяйстве.
В результате проведенных МОТ и Всемирным банком в 2013-2018 годах мониторингов не выявлено случаев массового использования детского и принудительного труда в период сбора хлопка.
С сентября 2015 года функционирует горячая линия государственной правовой инспекции труда Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан и online-консультанта на веб-сайте министерства.
Наряду с этим создан Информационный ресурс по Механизму обратной связи, целью которого является повышение осведомленности населения о мерах, принимаемых по обеспечению установленных законодательством трудовых прав и гарантий, в том числе вытекающих из ратифицированных конвенций МОТ.
За последние годы, в соответствии с поручением главы государства по снижению преступности путем создания эффективного комплекса мер по профилактике и своевременному предотвращению правонарушений, правоохранительными органами проводятся соответствующие мероприятия, направленные на раннее предупреждение преступлений, в том числе связанных с торговлей людьми.
В частности, в результате проведенных агитационно-пропагандистских мероприятий среди населения республики, в том числе молодежи, а также осуществления совместных оперативно-профилактических мероприятий как внутри страны, так и в Центральноазиатском регионе, удалось значительно снизить уровень преступлений, связанных с торговлей людьми.
Так, в уголовно-правовой политике все больший упор делается на превентивную деятельность. В частности, принимаются меры, направленные, прежде всего, на установление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений, нежели на борьбу с их последствиями. Существенно реформирована деятельность органов внутренних дел в данной сфере. Приняты меры по усилению криминологического прогнозирования изменения состояния преступности, а также методологического и консультативного обеспечения деятельности по профилактике правонарушений.
Кроме того, в октябре 2018 года в структуре Академии Генеральной прокуратуры создан Центр системного анализа и исследования причин совершения преступлений данного характера, проводится анализ проявлений преступности, вырабатываются стратегии противодействия на текущий период и на перспективу.
Вместе с тем, как показывает анализ, в настоящее время сохраняется ряд негативных факторов, препятствующих эффективному противодействию торговле людьми и использованию принудительного труда. Среди них недостаточная инициативность уполномоченных органов, отсутствие должного межведомственного взаимодействия под единым началом, несогласованность реализуемых мероприятий по доведению до широкой общественности и международного сообщества объективной и достоверной информации о проводимой работе в данном направлении, а также несоответствие законодательной базы международным стандартам. Все это препятствует эффективному преследованию и наказанию лиц, причастных к торговле людьми и принудительному труду.
Исходя из этого, Указ, прежде всего, нацелен на создание действенной системы координации деятельности государственных органов в сфере противодействия торговле людьми и принудительному труду, продвижение позитивного имиджа страны на международной арене, а также на реализацию задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах.
В соответствии с Указом, Республиканская межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми преобразована в Национальную комиссию по противодействию торговле людьми и принудительному труду, а также утвержден ее обновленный состав во главе с Председателем Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Основной задачей Национальной комиссии определена координация деятельности государственных и территориальных органов, органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций в области противодействия торговле людьми и принудительному труду в целях обеспечения эффективности их деятельности, тесного взаимодействия и слаженности работы. Кроме того, на Национальную комиссию возложена организация разработки и реализации государственных программ в области противодействия торговле людьми и принудительному труду в целях совершенствования национального законодательства и правоприменительной практики, а также контроля за их исполнением.
Также предусматривается осуществление анализа, оценки, мониторинга и повышения эффективности принимаемых мер по противодействию торговле людьми и принудительному труду, изучение практики выявления, расследования, предупреждения и пресечения преступлений в данной сфере.
Среди основных задач важное значение и имеет организация эффективного международного сотрудничества и взаимодействия в сфере противодействия торговле людьми и принудительному труду, сбор, анализ информации и подготовка национальных докладов в данной области.
Указом на председателя Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, хокимов областей, города Ташкента, районов (городов) возлагается руководство территориальными комиссиями по противодействию торговле людьми и принудительному труду.
Помимо этого, Указом Президента Республики Узбекистан учрежден институт Национального докладчика по противодействию торговле людьми и принудительному труду, функции которого возложены на председателя Национальной комиссии. Предусматривается, что Национальный докладчик осуществляет задачи по ежегодному представлению Президенту Республики Узбекистан информации о складывающейся ситуации в стране и в мире в сфере противодействия торговле людьми и принудительному труду, предпринимаемых мерах по преследованию и наказанию лиц, причастных к данному виду преступлений и поддержке жертв торговли людьми.
Наряду с этим предусматривается организация на регулярной основе брифингов для средств массовой информации с привлечением дипломатического корпуса иностранных государств и представительств международных организаций, аккредитованных в Республике Узбекистан, с целью доведения до широкой общественности и международного сообщества достоверной информации о предпринимаемых в республике мерах в данном направлении.
Национальный докладчик обеспечивает эффективное сотрудничество и взаимодействие в сфере противодействия торговле людьми и принудительному труду с международным сообществом, организациями и правозащитниками, специализирующимися на данной тематике. Отстаивание национальных интересов республики на международной арене в данной сфере еще одна важнейшая задача Национального докладчика.
В соответствии с Указом также предусматривается совершенствование законодательной базы в сфере противодействия торговли людьми и принудительному труду.